Суббота, 27 Апр 2024, 01:19 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Физическая культура и здоровье"

Создание психологически безопасной среды в ДОУ как основы сохранения и укрепления здоровья детей

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Очевидно, что психологическая  безопасность -  важнейшее условие полноценного развития ребёнка, сохранения и укрепления  его психологического здоровья.    Психологическое здоровье, в  свою очередь, -  основа жизнедеятельности ребёнка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку, психологическое здоровье - условие жизненной необходимости и гарантия благополучия человека в жизни,  очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного  проекта модернизации образования, забота о психологической  безопасности и здоровье детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения, показателем достижения ими современного качества образования.

  Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон доктором психологических наук И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты  психического здоровья, относящегося к личности в целом и   находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями духа. Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком (ребёнком или взрослым) своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. 

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения и определён как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее  полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических процессов и свойств, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать. Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период  формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Можно выделить три основных этапа (которые проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду), влияющих на его психологическое здоровье, и упущение которых нами, взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка:

  • адаптация  ребёнка к дошкольному образовательному учреждению;
  • эмоционально - личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния  и возможные перспективы коррекции и развития);
  • подготовка в школу и профилактика поведения.

 Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную  систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс.  

Не вызывает сомнений тот факт, что практически все российские дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня -  это экономическая,  политическая, ценностная нестабильность.  

Следующий фактор -  изменение социального статуса и благосостояния людей. Резкое увеличение уровня дохода или его уменьшение, можно рассматривать как психотравмирующий фактор, как для родителей, так и для их детей.

Следующее, на чем нужно остановиться – это возрастающий информационный поток, который очень  вредит   хрупкой душе  ребёнка.

 В детских сада воспитатели отмечают другие формы активности, например, потускнела  сюжетно - ролевая игра, распались многие социально – культурные механизмы: многопоколенная и многодетная семья (было 2 – 3 ребёнка), типичной становится однодетная семья. Происходит дефицит общения со сверстниками.   Все чаще мы видим ребёнка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме.

 И, безусловно, ещё одним фактором риска, неблагоприятно влияющим на здоровье  детей сегодня,  является внедрение раннего обучения.

И.В. Дубровина, доктор психологических наук,  предлагает выделить три уровня психологического здоровья  ребенка:

К первому уровню, созидательному, относятся дети, которые  не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к деятельности. Этот идеальный ребёнок – образец редко встречается в практике работы в ДОУ.

Ко второму адаптивному уровню относятся большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к обществу, но по результатам диагностических исследований, у них проявляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тревожности. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически  - развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.

К третьему, низкому, уровню  психологического здоровья относятся дети, которые не способны к гармоничному взаимодействию, проявляют   зависимость от факторов внешнего воздействия, не владеют механизмом защиты, не могут отделить себя от травмирующих влияний среды, не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация проявляется в нарушении норм поведения, конфликтах со сверстниками,  в капризах  дома и в  детском саду. В эту же группу входят дети, которые приспособились к внешним условиям в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не замечают, что  у них стойкий эмоциональный дискомфорт. Эти дети находятся в группе риска, и им следует уделять особое внимание.

Выделенные группы позволяют дифференцировать психолого – педагогическую помощь  детям. С детьми первой группы  достаточно проводить развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попадающим в третью группу необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.

Очевидно, что детский сад должен стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической  безопасности.

Именно поэтому в детском саду № 47  в этом году была разработана и принята к внедрению программа «Волшебный лучик» (ключик к непоседе). Целью программы является  создание в МДОУ  – детский сад №  47 «Радуга» условий для инновационных преобразований, направленных на достижение нового качества оздоровительной работы   и формирование у воспитанников основ здорового образа  жизни, на воспитание здорового ребёнка, формирование у родителей, педагогов, детей культуры здоровья и ключевых аспектов компетентности здоровьесбережения. В основу программы положена идея  апробирования   модели  комплексного психолого – педагогического сопровождения детей, страдающих СДВГ. 

  • Ключевым моментом в реализации программы является единство пяти составляющих: организация коррекционно – развивающей среды; 
  • просветительская работа, повышающая уровень психолого – педагогических знаний и умений педагогов  (работа по формированию педагога нового типа: воспитатель – психолог);
  • комплексная диагностика личностных качеств, особенностей развития детей, педагогов, родителей; 
  • выработка индивидуально – ориентированных  маршрутов  по возрасту и личностным особенностям ребёнка образовательных программ;
  • просветительская и профилактическая работа по повышению  психолого – педагогической компетентности родителей.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предмет деятельности – развитие ребёнка, его отношение   с взрослыми и сверстниками и с самим собой.

Основные направления программы:

  1. Развитие личности как активный процесс: ребёнок не пассивно усваивает ту или иную норму, а активно овладевает этой нормой.
  2. Взаимодействие психологической, педагогической, методической, социальной, медицинской  служб как единой системы.
  3. Создание комплексной системы диагностических методик, которые работают на систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребёнка.
  4. Выстраивание работы с ребёнком в соответствии с его индивидуально – психологическими способностями.

В соответствии с вышеизложенным выделены  следующие задачи программы:

  1. Формирование системы совместной деятельности  дошкольников, воспитателей, педагогов, родителей  по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных  условий всем участникам образовательного процесса;
  2. Разработка технологической  цепочки действий,  операций, коммуникаций в  соответствии с целевыми установками, которые помогают выйти на конкретный ожидаемый результат;
  3. Разработка механизма  индивидуальных сопроводительных программ в соответствии с возможностями и потребностями  «особых» детей;
  4. Разработка   научно – методического  сопровождения  детей с СДВГ по формированию  саморегуляции  деятельности у дошкольников;
  5. Использование  технологии игровых методов с целью побуждения, стимулирования детей к коррекционной деятельности;
  6. Развитие  навыков  рефлексивной и самооценочной   деятельности детей.

Для реализации поставленных задач выбраны следующие приоритетные маршруты:

  1. Технология помощи детям с СДВГ.
  2. Технология распространения знаний среди родителей.
  3. Технология инклюзивного обучения детей с СДВ.
  4. Технология диагностики вариантов СДВГ.

Технология  помощи детям включает:

  1. Тесное сотрудничество  детского сада  и родителей в организации эффективной помощи детям.
  2. Дополнительную педагогическую помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ (педагог-психолог курирует  детей с СДВГ).
  3. Четкое планирование действий ребенка.
  4. Снятие ограничений по времени при выполнении  групповых и индивидуальных заданий  (предусматривается, в частности, сокращение объема заданий).
  5. Позитивное подкрепление  познавательной  деятельности детей и мотивирование детей к  познавательной  деятельности.
  6. Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например, заключение договора с ребенком на  неделю, ведение  карточек поощрения.
  7. Положительный эмоциональный фон дома, в группе, детском саду.
  8. Координацию всех мероприятий, взаимодействия специалистов.

Технология распространения знаний среди родителей включает в себя:

  1. Листовки (небольшие по объёму сообщения) о знакомстве  индивидуального  плана обучения, о различных отклонениях в развитии и об организациях, в которых семья может получить помощь.
  2. Брошюры, рассказывающие о различных отклонениях в развитии ребёнка.
  3. Интернет-сайты.
  4. Популярную и научную литературу.
  5. Проведение родительских собраний, где родители получают конкретные     знания о том, как играть с детьми, как разговаривать с ними.
  6. Проведение семинаров -  тренингов для родителей.

Технология инклюзивного  образовательного процесса включает:

  1. Диагностика индивидуальных особенностей  развития детей.
  2. Составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.
  3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных  образовательных потребностей детей группы.
  4. Преобладание различных видов индивидуальных работ.
  5. Получение стимулирующей помощи (педагог помогает ребенку включиться в работу, эмоционально поддерживает его).

Технология диагностики вариантов СДВГ

В системе диагностики синдромов СДВГ  используются три группы методов: опросники, методы наблюдения за детьми в  группе  и тесты.

Реализация задач по сохранению психологического здоровья детей осуществляется на групповых и индивидуальных занятиях в первой половине дня и в коррекционные часы, которые запланированы  на вторую половину.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать о том, что современная образовательная среда  детского сада № 47 «Радуга»  имеет все возможные ресурсы для сохранения и укрепления психологического здоровья   детей, и от нас, взрослых, будет зависеть, как мы их будем использовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - с.39-42.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2001. – 96 с.
  3. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1999. - №1. - с. 31-36.
  4. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - с. 2-6.
  5. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2002. - 192 с.
  7. Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4 . – Москва Центр «Школьная книга , 2010. – 53с.
  8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 –125 с.
  9. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - Самара, 1997. - 58 с.
Категория: "Физическая культура и здоровье" | Добавил: Администратор (25 Апр 2014)
Просмотров: 3325 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->