Воскресенье, 28 Апр 2024, 15:33 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Физическая культура и здоровье"

Создание единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ привзаимодействии педагога-психолога и воспитателя по физической культуре
Жизненная стратегия, направленная на здоровый образ существования личности и коллектива была и остается в центре современных общественных инициатив. Задачи по формированию здорового поколения являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Поэтому педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения немыслим без использования здоровьесберегающих технологий. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности.  Исходя из этого, работа в ДОУ должна быть направлена на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также  обеспечивающего психологическое благополучие всех участников педагогического процесса.

В практике работы МДОУ – д/с № 47 «Радуга» широко используется социально-оздоровительная технология, включающая в себя комплекс мероприятий, проходящих через всю организацию жизни детей в данном учреждении, в режимных моментах и разных видах деятельности дошкольников, организацию предметно-социальной среды, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Такая работа основывается на слаженном взаимодействии всех сотрудников дошкольного учреждения: администрации, воспитателей и узких специалистов, в частности воспитателя по физической культуре и педагога-психолога.

В процессе совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по физической культуре решаются следующие задачи:

обеспечить условия для физического и психологического благополучия всех участников воспитательно-образовательного процесса;

помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья

сформировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах, основы безопасности жизнедеятельности;

формировать, представление о способах гармонизации эмоционально-волевой сферы,  об адекватных способах снятия напряжения;

сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

 стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

направлять совместную работу педагогического коллектива и родителей на обеспечение здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;

формировать навыки саморегуляции поведения дошкольников, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

 

Для создания в дошкольном учреждении единого здоровьесберегающего пространства следует подчеркнуть важность условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, организации двигательной развивающей среды. Ведь от степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, мыслительной деятельности, памяти, внимания, восприятия, эмоциональной сферы. Необходимо обогащать двигательный опыт ребёнка, составляющий его двигательный статус. В связи с этим, в МДОУ № 47 созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха воспитанников; оздоровительная среда является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами: имеется физкультурный зал, на участке дошкольного учреждения - спортивная площадка. Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, при участи воспитателя по физической культуре, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Во всех группах есть пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала – покой и движение – должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным было создание в групповых ячейках «уголков уединения», где каждый ребенок может побыть один, отдохнуть, получить положительную эмоциональную подпитку, снять напряжение. Педагогом-психологом была оказана помощь воспитателям групп в организации и оснащении  уголков психологической разгрузки, а также в разработке научно – методического обеспечения воспитательно – образовательного процесса с использованием этих уголков в различных видах деятельности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении еженедельно проводятся «круглые столы». Благодаря чему педагог-психолог и воспитатель по физической культуре имеют возможность согласовать свою деятельность друг с другом в начале недели и подвести итоги работы в ее конце. В соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ, учетом ФГТ и программой «Здоровые малыши» разработан совместный план, содержащий следующие направления работы: организация рациональной двигательной активности детей; реализация системы эффективного закаливания; комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов, создание условий для оздоровительных режимов дошкольников.

Специалисты применяют следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности: 

-  физические упражнения; физкультминутки и паузы;

-  эмоциональные разрядки;

- гимнастика (оздоровительная, после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая);

-  подвижные и спортивные игры;

-  самомассаж;

-  психогимнастика;

-  сухой, плескательный бассейн и др.

Ежедневно в работе с детьми педагог-психолог и воспитатель по физической культуре  используют такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслительной деятельности, развития познавательных психических процессов.

Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются необходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятельности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение  глаз. Также эффективно использование «минуток покоя» в течение дня.

 Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимают напряжение во время, организованной деятельности, игр.  Детям нравятся эмоциональные разминки, этюды (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Точечный самомассаж (по А.И. Уманской), как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, повышает защитные силы организма. Проводится с 1-2 раза в день.  В группах создана картотека схем биологически активных точек, воспитатель по физической культуре знакомит детей с лечебными точками на утренней гимнастике, во время НОД.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно,  свободное время от занятий время, проводится игровые упражнения – психомышечная тренировка. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом, способствует снятию напряжения, у ребёнка развивается позитивное отношение к собственному телу.

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается  с физическими упражнениями. световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, начиная со световоздушных ванн в тени деревьев, постепенно переходя  к ваннам под прямыми лучами солнца.

В режимные моменты включаются упражнения которые очень нравятся всем детям: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка, снятия мышечных зажимов.

Одним из методов, который укрепляет здоровье детей, способствует развитию творчества, фантазии - является музыкотерапия. Музыка, звуки природы повышают интерес к окружающему миру, способствуют развитию культуры ребёнка. Педагоги используют этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей, перед дневным сном и после него.

На участке детского сада создан комплекс «Оздоровительный парк», который выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Он позволяет  более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр. На экологической тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды. У бассейна расположена «фито поляна», своеобразный «зеленый островок» с различными растениями и кустарниками, позволяющий использовать метод – эстетотерапии – любование красотой природы. Большой оздоровительный эффект имеет ароматерапия - процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему, запахи деревьев и растений, «зеленой зоны» парка  очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием, наличие плескательного бассейна увлажняют воздух, предусматривает проведение закаливающих водных процедур.  Во время проведения занятий на свежем воздухе, праздников и развлечений дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье, получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Работа педагога-психолога и воспитателя по физической культуре направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей. Данными специалистами ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников, соответствующий приоритетным направлениям, выбранным задачам, потребностям родителей и возможностям педагогов. Целью взаимодействия с  родителями является повышение психологической, валеологической компетентности родителей в вопросах формирования практических  навыков, в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке. Поэтому, были выбраны индивидуальные и досуговые  формы организации взаимодействия:

- родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование;

- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья; посещение НОД, приглашайте на открытые просмотры гимнастик, прогулок и т.д.;

- создание альбома: "Я и моё здоровье”, рисунки: "Что я люблю больше всего?”, "Я на прогулке”, "Город и я”, "Моё настроение”. Впечатления об интересных экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье записываются воспитателями и родителями.

Такие  мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в  сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Пропаганда здорового образа жизни осуществляется и в наглядной форме: через оформление различных стендов, стенгазет; уголков здоровья, картотек различных гимнастик, упражнений для занятий дома.

В рамках создания единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ, необходимо взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. С этой целью специалистами планируется и успешно проводится «Неделя психологического и физического здоровья в ДОУ», которая  в соответствии со следующими принципами: цикличность и преемственность; проведение сквозных акций; события Недели должны охватывать весь детский сад; каждый день должен отличаться от предыдущего (необходимо предусмотреть такие виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым); Неделя должна быть целостной и законченной (иметь начало, завершение, основные идеи и девиз).

Применяются  такие формы работы, как: психологические игры, тренинговые занятия для педагогов, родителей и детей; психологические акции; коммуникативные игры; тематические дни; коллективные творческие дела (коллажирование); конкурсы, викторины; выпуск тематических стенгазет, информационных листов; психологические пятиминутки; фотовыставки; итоговый праздник.

 Таким образом, созданное в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство позволяет качественно решать задачи по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности, с ранних лет заложить в сознании воспитанников любовь и уважение к занятиям физкультурой. Играя и наслаждаясь движениями, дошкольники овладевают основными когнитивными умениями, разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями, направленными на изучение и решение проблем.

Направление активной деятельности детей на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет нашим воспитанникам быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от условий детского сада к ситуациям окружающего мира и школьной жизни.

     

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей практическиз работников/ Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – 3-е изд., испр. и доп. -  М – 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

2.      Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с. (Развитие и воспитание)

3.      Кузнецова Т.Г. Потребности, эмоции, и поведение ребенка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 127 с.

4.      Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.

5.      Соседенко Т.А. Формируем предметно – развивающую среду. Дизайн – проект Психологический уголок // Справочник старшего воспитателя. – М.: ЗАО МЦФР, 2011, № 1, С.36 – 44.

6.      Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил.

 

Категория: "Физическая культура и здоровье" | Добавил: Администратор (30 Июл 2013)
Просмотров: 3263 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->