Суббота, 18 Ноя 2017, 12:56 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Физическая культура и здоровье"

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современном образовании проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает  социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья  детей. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент  соматически ослабленных детей.  Некоторые из них имеют хронические заболевания. Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания  (поверхностное, ключичное дыхание). Среди воспитанников встречаются гиперактивные или, наоборот, пассивные дети, что обусловлено слабостью нервной системы. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость,  дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Сама логопедическая коррекционная работа - это уже и есть здоровьесберегающий фактор, т.к. дети, говорящие с дефектом, стесняются, замыкаются в себе, иногда становятся агрессивными. После коррекции у детей формируется адекватная самооценка, исчезает скованность, напряжение, агрессивность в поведении, робость, которые мешали развитию личности ребёнка. Наличие у школьников отклонений в звукопроизношении является препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы, дети испытывают трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам. И поэтому основная задача логопеда – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.  Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда необходимо включать здоровьесберегающие технологии. При планировании и проведении логопедических занятий необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей.

В своей работе мы разделяем факторы образовательной среды, которые важны для сохранения и укрепления здоровья на несколько блоков:

  1. Профилактика речевых нарушений.
  2. Соблюдение гигиенических норм: общеизвестные – проветривание, влажная уборка, освещение, ионизирование.
  3. Соблюдение психогигиены.

Большое значение в соблюдении дошкольной психогигиены имеет профилактика переутомлений: соблюдение учебной нагрузки, оптимальное её распределение, создание условий, охраняющих нервную систему от чрезмерного переутомления, комплектование групп по возрасту и по сходному дефекту. Правильная организация учебной деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление обучающихся (строение занятия с учетом работоспособности детей, использование средства наглядности, благоприятное эмоциональное настроение). На протяжении всего занятия проводятся несколько разноплановых здоровьесберегающих минуток, которые позволяют размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму.  С целью повышения активности детей занятия проводятся  в режиме динамической позы. Планирование логопедического занятия происходит с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались (практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса, можно переводить в положение «стоя» до трех раз).

  1. Охрана нервнопсихического здоровья детей.  

На логопедических занятиях логопед помогает ребёнку мобилизовать свои силы на активное участие в коррекционной работе, сформировать адекватную самооценку, уверенность в себе, нормализовать отношения со сверстниками. Со стороны логопеда должны быть созданы условия, которые поддерживают эмоционально благоприятный фон на логопедических занятиях.

В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

  1. Защитно-профилактический прием.
  2. Компенсаторно-нейтрализующий прием (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика).

Этот прием направлен на предупреждение перегрузки детей с ослабленным здоровьем. Разрабатываются и внедряются щадящие режимы, которые предполагают создание таких условий учебной деятельности, которые раскроют резервы организма, способствующие росту, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели.

  1. Стимулирующие приемы (приемы психотерапии,  цветотерапии, песочной терапии)

Эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

  1. Информационно-обучающий прием.

Это прием способствует повышению логопедической грамотности педагогов и родителей. Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, психологи, родители.

Многолетний опыт работы помог нам отобрать наиболее эффективные, на наш взгляд, методы здоровьясбережения:

  1. Дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Правильное дыхание – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка. Это специальная гимнастика основных элементов голосового аппарата. Также используются дыхательно - речевые упражнения и дыхательные упражнения с движением. Эти упражнения применяются  в организационном моменте  (1-2 упражнения). Они так же обеспечивают  профилактику бронхитов и ангин.
  2. Гимнастика для глаз. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения.  Глазо - двигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Эти задания эффективны в коррекции оптико-моторных дисграфий, т.е. ориентировка на листе бумаги, коррекция зеркального написания букв. Для этих целей были подобраны презентации и стихотворные упражнения,  проводимые на занятиях.
  3. Развитие общей моторики. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
  4. Су - Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствующим всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Стимуляция точек  расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам.
  5. Самомассаж. Самомассаж - это все виды массажа, но только на самом себе. Отличие самомассажа от массажа, который выполняет специалист, заключается лишь в том, что выполнять его нужно самостоятельно. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
  6. Аурикулотерапия. Система  воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
  7. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
  8. Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса.
  • пальчиковые игры,  согласно лексическим темам  занятий;
  • планирование графических диктантов по лексическим темам;   
  • обводка шаблонов и штриховка изображений, согласно лексическим темам.
  1. Релаксационные упражнения,  направленные на мышечное и эмоциональное расслабление. Используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
  2. Психогимнастика используется для коррекции психоэмоциональной сферы.
  3. Особое внимание хотелось бы остановить на одной из современной здоровьесберегающей технологии – биоэнергопластика.  Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по коррекции речи, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
    Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
    Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает.

Опыт работы показал механически не интересные, вызывающие затруднения артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики раскрылись для детей в новом свете, приобрели форму игры. Дети стали с интересом выполнять их, старались, стали более координированными и раскованными. Дети с удовольствием отождествляют язык и кисть руки. В некоторых случаях при выполнении артикуляционных упражнений для повышения результативности можно надевать на ладошку куклы: «бибабо», пальчикового театра, а особенное удовольствие вызывает использование кукол сделанных своими руками на коррекционном часе с воспитателями по заданию логопеда. При использование биоэнерогопластики сокращается время подготовительного этапа при коррекции звука, легче осуществляется контакт с агрессивными  и замкнутыми детьми.  Упражнения можно использовать на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.

В результате проводимой работы по использованию  здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях у детей формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение  реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, такие как  скованность и тревожность;  улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;  снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. На занятиях происходит профилактика нарушений чтения и письма,  профилактика нервных переутомлений, дыхательных заболеваний, зрения, а также развитие общей и мелкой моторики.

Таким образом, применение системы здоровьесберегающих технологий, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. - М.: Академия, 1999. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.

2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.

3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/ Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

Категория: "Физическая культура и здоровье" | Добавил: Администратор (25 Апр 2014)
Просмотров: 1237 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 264
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->