РЕШЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Галенко Анастасия Игоревна, воспитатель
МДОУ ЦРР д/с №47 «Радуга» г.Серпухов
Якубовская Наталья Леонидовна, воспитатель
МДОУ ЦРР д0с №47 «Радуга» г.Серпухов
На современном
этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых,
гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической
работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится,
«беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления
здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Как укрепить и сохранить здоровье детей?
Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития,
неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет
интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и
окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических
занятиях физической культурой и спортом. Поэтому одним из приоритетных
направлений работы в детском саду №47 «Радуга» г. Серпухова является физическое воспитание дошкольников.
Основными
задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана
и укрепление здоровья детей;
- Формирование
жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии
с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание
условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание
потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение
физического и психического благополучия.
Основными оздоровительными
задачами являются:
- Охрана жизни и укрепления здоровья детей;
- Улучшение физического развития детей;
- Функциональное совершенствование и повышение работоспособности
организма каждого ребенка;
- Закаливание детей.
Органы и функциональные системы
у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма,
дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, чаще болеют. С учетом
этих особенностей задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной
форме по каждой системе.
Успешное решение поставленных задач
возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического
воспитания: рациональный режим, питание, закаливание, как в повседневной жизни,
так и применение специальных мер. А самое главное – правильная организация
двигательной активности в течение всего дня (утренняя гимнастика,
развивающие упражнения, физминутки, двигательные разминки между занятиями,
спортивные игры, физкультурные занятия).
Чтобы обеспечить воспитание здорового
ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
§ Создание условий для физического
развития и снижения заболеваемости детей;
§ Повышение педагогического мастерства
и деловой квалификации воспитателей детского сада;
§ Комплексное решение
физкультурно-оздоровительных задач в контакте с врачом;
§ Воспитание здорового ребёнка
совместными усилиями детского сада и семьи.
На территории детского сада имеется
спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками,
футбольными воротами.
Безусловно, особое значение в воспитании
здорового ребенка и в решении оздоровительных задач придается развитию движений
и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом
возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
§ Маленьким детям они должны
доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно
работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
§ В среднем возрасте – развить
физические качества (прежде всего выносливость и силу);
§ В старших группах – сформировать
потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность
и т.д.
Для полноценного физического развития
детей, реализации потребности в движении в детском саду создаются определённые
условия. В нашем детском саду такие условия существуют.
В группах созданы уголки физической
культуры, где располагаются различные физические пособия. В детском саду
оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным физкультурным
оборудованием. Всё это повышает интерес
малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям
упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Помимо групповой организации физического
воспитания, в летний оздоровительный период активно используется открытый бассейн, спортивная площадка со специальным
покрытием.
Эффективным средством укрепления здоровья,
снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является
закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом
воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным
условиям.
К настоящему времени в практике
физического воспитания сформировался целый комплекс средств, который состоит из
следующих видов:
§ Физические упражнения;
§ Использование оздоровительных сил
природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное
использование солнечной радиации и т.п.;
§ Использование гигиенических факторов
– режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены
и т.п.;
§ Специально изготовленный инвентарь,
технические средства и тренажерные устройства; зверобика.
Эффект физических упражнений определяется
прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность
физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в
организме ребенка при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в
организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Танцевальные упражнения,
сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки,
развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также
ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают
положительные эмоции.
Движения, входящие в различные
виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если
соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное
значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение
выполнения физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и
функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей
здоровья и во многих случаях, оказывает лечебный эффект.
С помощью физических упражнений можно
целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что,
естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую
подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья.
Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается
способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно
совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы.
Физические упражнения влияют на развитие ребенка
и требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств.
Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия
физическими упражнениями, у дошкольника вырабатываются ценные для жизни черты и качества характера
(смелость, трудолюбие, решительность и др.)
Помимо физических упражнений в
работе с детьми применяются оздоровительные
силы природы. В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы
используют по двум направлениям:
1) как
сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых
осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия
физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в сосновом бору способствуют активизации биологических
процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую
работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как
относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма
(солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения
заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание
организма.
Предлагаем рассмотреть применение комплекса
оздоровительных мероприятий на примере одного дня работы подготовительной к
школе группы д/с №47 «Радуга»:
1. Кварцевание
и проветривание групповых комнат;
2. Прием детей
на воздухе в теплое время года;
3. Питье
травяных настоев ( 3 раза в день);
4. Полоскание
зева настоем трав (3 раза в день);
4. Санация воздуха
раствором эфирных масел;
5. Оздоровительная
дыхательная гимнастика пяти зверей «Зверобика;
6. Звуковая
гимнастика на очищение дыхания;
7 Дополнительное
питание (фрукты, соки, орехи);
8. Обливание
ног прохладной водой перед сном, массаж стоп ног полотенцами;
9. Гимнастика
пробуждения и самомассаж после дневного сна;
10.
Музыкотерапия;
11. В теплое
время года хождение босиком по траве и спортивной площадке со специальным
покрытием;
12. Плескание
в открытом бассейне в теплое время года;
Еще одним важным фактором оздоровления
являются гигиенические процедуры, содействующие укреплению здоровья, соблюдению
общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Естественные силы природы, факторы гигиены
являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется
основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических
упражнении на занимающихся, успешной организации и проведения непосредственно
образовательной деятельности. Основные и вспомогательные средства физического
воспитания должны применяться в единстве.
Выполняя
физические упражнения, активизируется деятельность различных систем и функций
организма. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод
обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода —
повторяемость их применения, позволяющий педагогу оказывать необходимое воздействие
на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны,
осуществляется биологическое воздействие на организм дошкольника, изменяется
его физическое состояние, с другой — происходит передача
общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то
есть осуществляется социальное воздействие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Вераксы Н.Е,
Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы». //Москва 2011
г.
2.
Волошина Л.Н
«Воспитание двигательной культуры дошкольников»// Москва 2005 г.
3.
Волошина
Л.Н. «Играйте на здоровье» // Москва 2004 г.
4.
Егоров Б.Б.
«Оздоровительный комплекс в детском саду», Ведерникова О.Б.//Москва 2004 г.
5.
Кулик Г.И.,
Сегргиенко Н.Н. «Школа здорового человека» // Москва 2006 г.
6.
Маханева
М.Д. «Воспитание здорового ребенка» //Москва 1999 г.
7.
Шилкова И.К.
«Здоровьеформирующее физическое развитие», А.С. Большев // Владос 2001 г.
8.
Яковлева
Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье»// «Владос 2004 г.
|