Понедельник, 13 Май 2024, 19:41 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Физическая культура и здоровье"

Решение оздоровительных задач средствами физического воспитания

 

РЕШЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Галенко Анастасия Игоревна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с №47 «Радуга» г.Серпухов

Якубовская Наталья Леонидовна, воспитатель МДОУ ЦРР д0с №47 «Радуга»  г.Серпухов

 

      На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания  здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и  физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

     Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Поэтому одним из приоритетных направлений работы в детском саду №47 «Радуга» г. Серпухова является  физическое воспитание дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Основными оздоровительными задачами  являются:

  • Охрана жизни и укрепления здоровья детей;
  • Улучшение физического развития детей;
  • Функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма каждого  ребенка;
  • Закаливание детей.

     Органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, чаще болеют. С учетом этих особенностей задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе.

     Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание, как в повседневной жизни, так и применение специальных мер. А самое главное – правильная организация двигательной активности в течение всего дня  (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, физминутки, двигательные разминки между занятиями, спортивные игры, физкультурные занятия).

     Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

§  Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

§  Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада;

§  Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с врачом;

§  Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

     На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками, футбольными воротами.

     Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка и в решении оздоровительных задач придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

§  Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

§  В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);

§  В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

     Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду создаются определённые условия. В нашем детском саду такие условия существуют.

     В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

     Помимо групповой организации физического воспитания, в летний оздоровительный период активно используется открытый бассейн, спортивная площадка со специальным покрытием.

     Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

     К настоящему времени в практике физического воспитания сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:

§  Физические упражнения;

§  Использование оздоровительных сил природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;

§  Использование гигиенических факторов – режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

§  Специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства; зверобика.

     Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в организме ребенка при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

     Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.

     Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.     Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение выполнения физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях, оказывает лечебный эффект.

     С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы.

     Физические упражнения влияют на развитие ребенка и требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, у дошкольника вырабатываются  ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие, решительность и др.)

     Помимо физических упражнений в работе с детьми применяются оздоровительные силы природы. В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в сосновом бору  способствуют активизации биологических  процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

     Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма.

     Предлагаем рассмотреть применение комплекса оздоровительных мероприятий на примере одного дня работы подготовительной к школе группы д/с №47 «Радуга»:

1. Кварцевание и проветривание групповых комнат;

2. Прием детей на воздухе в теплое время года;

3. Питье травяных настоев  ( 3 раза в день);

4. Полоскание зева настоем трав (3 раза в день);

4. Санация воздуха раствором эфирных масел;

5. Оздоровительная дыхательная гимнастика пяти зверей «Зверобика;

6. Звуковая гимнастика на очищение дыхания;

7 Дополнительное питание (фрукты, соки, орехи);

8. Обливание ног прохладной водой перед сном, массаж стоп ног полотенцами;

9. Гимнастика пробуждения и самомассаж после дневного сна;

10. Музыкотерапия;

11. В теплое время года хождение босиком по траве и спортивной площадке со специальным покрытием;

12. Плескание в открытом бассейне в теплое время года;

     Еще одним важным фактором оздоровления являются гигиенические процедуры, содействующие укреплению здоровья, соблюдению общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

     Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основ­ное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнении на занимающихся, успешной организации и проведения непосредственно образовательной деятельности. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

Выполняя физические упражнения, активизируется деятельность различных систем и функций организма. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода — повторяемость их применения, позволяющий педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм дошкольника, изменяется его физическое состояние, с другой — происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                                          Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». //Москва 2011 г.

2.                                          Волошина Л.Н «Воспитание двигательной культуры дошкольников»// Москва 2005 г.

3.                                          Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье» // Москва 2004 г.

4.                                          Егоров Б.Б. «Оздоровительный комплекс в детском саду», Ведерникова О.Б.//Москва 2004 г.

5.                                          Кулик Г.И., Сегргиенко Н.Н. «Школа здорового человека» // Москва 2006 г.

6.                                          Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» //Москва 1999 г.

7.                                          Шилкова И.К. «Здоровьеформирующее физическое развитие», А.С. Большев // Владос 2001 г.

8.                                          Яковлева Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье»// «Владос 2004 г.

 

Категория: "Физическая культура и здоровье" | Добавил: Администратор (22 Июл 2013)
Просмотров: 6010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->