Суббота, 23 Сен 2017, 08:48 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Социализация и безопасность"

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ: КАК НЕ ОТСТАТЬ ОТ ПОЕЗДА СОВРЕМЕННОСТИ?

It always works, when you know what you're doing.

Когда знаешь, что делаешь, всегда получается.

Американский публицист,

философ и писатель Ричард Бах

 

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство, это особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [В.П. Пугачев]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.С. Розов, Е.В. Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова).

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [О.А.Хохлова]

Современный педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

*      - воспитательно-образовательной;

*      - учебно–методической;

*      - социально–педагогической.

*      Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

*      Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком.

*      Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. 
Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Условия профессионального роста

  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  • Обзор в Интернете
  • Посещение семинаров, конференций, занятий коллег
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
  • Изучение информационно-компьютерных технологий
  • Участие в конкурсах через Интернет
  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Среди мотивов самообразования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др. Отличным стимулом для развития профессионального роста и самооценки  воспитателя  является, к примеру, создание портфолио.

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:

*      Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);

*      Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической) ;

*      Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются:

*      Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио) ;

*      Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности) ;

*      Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства) ;

*      Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов) ;

*      Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности).

Список литературы:

1. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011.  

2. Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011.

3. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010.

4.  Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. - М., 2000.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996

 6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2000.

7. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход.\\Сибирь. Философия. Образование. – 2005г. - №8

8. Методические рекомендации по формированию и ведению портфолио для педагогов дошкольных учреждений.   http://festival.1september.ru/articles/589998/

Категория: "Социализация и безопасность" | Добавил: Администратор (29 Ноя 2014)
Просмотров: 174 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 264
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->