Понедельник, 29 Апр 2024, 11:38 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Познание. Труд. Музыка.Художественное чтение"

Технология эмоционально-нравственного развития детей раннего возраста средствами фольклора
Первые годы жизни ребёнка – важный этап
в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим,
интеллектуально - нравственным качествам, во многом зависит от этого периода.
Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение
всех органов и систем ещё не завершено, а потому и деятельность их
несовершенна.
Нервные процессы характеризуются недостаточной силой,
уравновешенностью и подвижностью, слабо сформированы процессы внутреннего
торможения. Поэтому дети  легко утомляются, эмоциональное состояние их неустойчиво, что может стать причиной капризов.
Одно из условий полноценного развития детей раннего возраста – их эмоциональное благополучие. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, в этот период важно заложить основы здоровья воспитанников, оберегать от заболеваний, переутомления и в то же время воспитывать выносливыми, закалёнными, способствовать становлению психо-эмоциональной устойчивости детей.

Необходимо отметить, что в раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений малыша с окружающими. Это умение играть со сверстниками, не мешая друг другу, проявлять сочувствие, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других, обращаться за помощью к взрослому.  Воспитатель, в первую очередь, привлекает внимание детей к положительным моментам в поведении людей, использует их как образец для подражания.

Первые шаги очень трудны, но воспитатель может помочь малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо только научиться говорить на языке детей. А более всего созвучен детской душе язык поэтических образов, которыми богат русский фольклор.

Это переданное нам наследие, как родник,
бьющийся из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной
силой. В работе с детьми двух-трехлетнего возраста использование русского
народного фольклора является важной составляющей педагогического процесса. Потешки,
пестушки, колыбельные песни, заклички, прибаутки помогают наладить
эмоциональный контакт с малышами во время утреннего  приема,  в режимных моментах, организованной деятельности, на прогулке, элементы народного фольклора активизируют речь детей, побуждая их к высказываниям, повторению текстов. Так, например, утром, обращая внимание на то, как восходит солнце, воспитатель вместе с детьми рассказывает потешку «Солнышко – ведрышко». При укладывании спать – негромко спетая колыбельная песня, сопровождаемая ласковыми прикосновениями, успокаивает ребенка, снимает эмоциональное напряжение.

Овладение бытовыми процессами закрепляет и уточняет знания о человеке и его действиях. Кто же из нас, взрослых, не помнит хорошо всем с детства известную потешку: «Водичка, водичка, умой моё личико», которая до сих пор не потеряла своей актуальности.

В раннем возрасте ребёнок, слушая потешки и песенки, получает добрые и мудрые наставления. Их герои добры, трудолюбивы, заботливы, щедры.

Например: собачка не лает, чтобы «нашу детку не испугать», «котик – серый лобик» качает люлечку, баюкает ребенка. Через этих персонажей, их поступки, высказывания подчеркивается любовь к ребенку, забота о нем.

При организации игр фольклор также незаменим. При сопровождении взрослым действий словами песенки или прибаутки, ребенок вслушивается в звук речи, улавливает ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникает в их смысл. Учится понимать слова отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик – пальчик, ел – пел, наша – Маша). Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, пользуются ими в своей речи.

Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание повторить её. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.  Лаская  ребёнка припевают:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!

Ласковый говорок прибауток вызывает удовольствие у малыша. Используется образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности и любви. Ребенок слышит первые образы народной речи, у него формируется слуховое сосредоточение на разговор взрослого, а затем возникают речевые реакции.

Дети с раннего возраста получают знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним.  Описание их не только поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка-рябушечка идет на речку за водичкой, - цыпляток поить; сорока-белобока кашу варит – деток кормит.

С самых ранних лет воспитатель знакомит малышей с природой, учит любить и беречь ее. Как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно больше! В этом нам помогают иллюстрации, которые оставляют яркие впечатления. Особенно привлекают детей работы В.М. Васнецова.

Во время организованной деятельности в ДОУ с малышами разучиваются потешки, пестушки, песенки. Они приучают к доброте, благородству, взаимовыручке. В детском саду создан уголок «Русская изба»:  с печью, колыбелькой, сундуком, самоваром. В оформлении использованы домотканые коврики, лоскутные одеяла. Это вводит детей в неповторимый русский быт, который обогащает духовный мир ребенка, воспитывает уважение к прошлому своего народа, способствует усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе.

Наши дети очень любят развлечения, в которых используется русский народный фольклор, например: «Петушок-петушок, подари свой гребешок», «Котенька-коток», «В гости к нам пришли матрешки». Они с удовольствием принимают участие в детских играх, хороводах.

Играя, дети подговаривают слова вместе с воспитателем. Это игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, «ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, помогают переключить их внимание, объединяют ребят, задают положительный эмоциональный настрой.

Каждый год на Масленичной неделе в гости к малышам приходит сама хозяйка праздника в нарядном русском народном костюме с угощением.   Рассказывая об истории празднования Масленицы на Руси, с шутками, прибаутками она угощает детей блинами.

Русский народный фольклор помогает ребенку осваиваться в мире, который ему ещё не очень понятен. Фольклорные произведения завораживают детей своей образностью, ритмом, сопровождаются действиями, обыгрываются. С помощью них взрослый утверждает в ребёнке добрые, ласковые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети погружаются в стихию исконно народной русской речи.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) /Е.В. Жердева, - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2077. – 192 с. – (Мир вашего ребенка).

2.      Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001. - 160 с.: ил.

3.      Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с. Ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).



 


Категория: "Познание. Труд. Музыка.Художественное чтение" | Добавил: Администратор (30 Июл 2013)
Просмотров: 1407 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->