Первые годы жизни ребёнка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим, интеллектуально - нравственным качествам, во многом зависит от этого периода. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем ещё не завершено, а потому и деятельность их несовершенна. Нервные процессы характеризуются недостаточной силой, уравновешенностью и подвижностью, слабо сформированы процессы внутреннего торможения. Поэтому дети легко
утомляются, эмоциональное состояние их неустойчиво, что может стать причиной
капризов. Одно из условий полноценного развития
детей раннего возраста – их эмоциональное благополучие.
Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, в
этот период важно заложить основы здоровья воспитанников, оберегать от заболеваний,
переутомления и в то же время воспитывать выносливыми, закалёнными,
способствовать становлению психо-эмоциональной устойчивости детей.
Необходимо отметить, что в раннем
возрасте закладываются основы доброжелательных отношений малыша с окружающими.
Это умение играть со сверстниками, не мешая друг другу, проявлять сочувствие,
делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других, обращаться
за помощью к взрослому. Воспитатель, в
первую очередь, привлекает внимание детей к положительным моментам в поведении
людей, использует их как образец для подражания.
Первые шаги очень трудны, но воспитатель
может помочь малышу приобрести необходимые знания, дающие уверенность в своих
силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира. Необходимо
только научиться говорить на языке детей. А более всего созвучен детской душе
язык поэтических образов, которыми богат русский фольклор.
Это переданное нам наследие, как родник, бьющийся из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. В работе с детьми двух-трехлетнего возраста использование русского народного фольклора является важной составляющей педагогического процесса. Потешки, пестушки, колыбельные песни, заклички, прибаутки помогают наладить эмоциональный контакт с малышами во время утреннего приема,
в режимных моментах, организованной деятельности, на прогулке, элементы
народного фольклора активизируют речь детей, побуждая их к высказываниям,
повторению текстов. Так, например, утром, обращая внимание на то, как восходит
солнце, воспитатель вместе с детьми рассказывает потешку «Солнышко – ведрышко».
При укладывании спать – негромко спетая колыбельная песня, сопровождаемая ласковыми
прикосновениями, успокаивает ребенка, снимает эмоциональное напряжение.
Овладение бытовыми процессами закрепляет
и уточняет знания о человеке и его действиях. Кто же из нас, взрослых, не
помнит хорошо всем с детства известную потешку: «Водичка, водичка, умой моё
личико», которая до сих пор не потеряла своей актуальности.
В раннем возрасте ребёнок, слушая
потешки и песенки, получает добрые и мудрые наставления. Их герои добры,
трудолюбивы, заботливы, щедры.
Например: собачка не лает, чтобы «нашу
детку не испугать», «котик – серый лобик» качает люлечку, баюкает ребенка.
Через этих персонажей, их поступки, высказывания подчеркивается любовь к
ребенку, забота о нем.
При организации игр фольклор также
незаменим. При сопровождении взрослым действий словами песенки или прибаутки,
ребенок вслушивается в звук речи, улавливает ритм, отдельные звукосочетания и понемногу
проникает в их смысл. Учится понимать слова отличающиеся друг от друга лишь
одним звуком (мальчик – пальчик, ел – пел, наша – Маша). Благодаря простоте и
мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, пользуются ими в своей
речи.
Чтение потешки, в которой упоминается
имя ребёнка, вызывает у него радость, желание повторить её. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой,
ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Лаская
ребёнка припевают:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
Ласковый говорок прибауток вызывает
удовольствие у малыша. Используется образный язык народного поэтического
творчества для выражения своей заботы, нежности и любви. Ребенок слышит первые
образы народной речи, у него формируется слуховое сосредоточение на разговор
взрослого, а затем возникают речевые реакции.
Дети с раннего возраста получают знания
о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным
отношением к ним. Описание их не только
поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка-рябушечка идет на
речку за водичкой, - цыпляток поить; сорока-белобока кашу варит – деток кормит.
С самых ранних лет воспитатель знакомит
малышей с природой, учит любить и беречь ее. Как важно научить детей наблюдать
за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать как можно
больше! В этом нам помогают иллюстрации, которые оставляют яркие впечатления.
Особенно привлекают детей работы В.М. Васнецова.
Во время организованной деятельности в
ДОУ с малышами разучиваются потешки, пестушки, песенки. Они приучают к доброте,
благородству, взаимовыручке. В детском саду создан уголок «Русская изба»: с печью, колыбелькой, сундуком, самоваром. В
оформлении использованы домотканые коврики, лоскутные одеяла. Это вводит детей
в неповторимый русский быт, который обогащает духовный мир ребенка, воспитывает
уважение к прошлому своего народа, способствует усвоению морально-нравственных
норм поведения в обществе.
Наши дети очень любят развлечения, в
которых используется русский народный фольклор, например: «Петушок-петушок,
подари свой гребешок», «Котенька-коток», «В гости к нам пришли матрешки». Они с
удовольствием принимают участие в детских играх, хороводах.
Играя, дети подговаривают слова вместе с
воспитателем. Это игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки,
«ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, помогают переключить
их внимание, объединяют ребят, задают положительный эмоциональный настрой.
Каждый год на Масленичной неделе в гости
к малышам приходит сама хозяйка праздника в нарядном русском народном костюме с
угощением. Рассказывая об истории
празднования Масленицы на Руси, с шутками, прибаутками она угощает детей блинами.
Русский народный фольклор помогает ребенку
осваиваться в мире, который ему ещё не очень понятен. Фольклорные произведения
завораживают детей своей образностью, ритмом, сопровождаются действиями,
обыгрываются. С помощью них взрослый утверждает в ребёнке добрые, ласковые
чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает. Слушая
фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети погружаются в стихию исконно
народной русской речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Жердева
Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация,
сценарии дня) /Е.В. Жердева, - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2077. – 192 с. –
(Мир вашего ребенка).
2.
Козырева
Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. Ярославль: Академия развития;
Академия Холдинг, 2001. -
160 с.: ил.
3.
Лямина
Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет.
сада. / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М.
Ляминой. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с. Ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
|