Понедельник, 29 Апр 2024, 13:10 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Познание. Труд. Музыка.Художественное чтение"

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ И КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное  будущее.  Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка – одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка имеются индивидуальные познавательные способности. Эти способности обнаруживаются не  в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять  характерные свойства предметов, обобщать из по определенному признаку, получать удовлетворение от  найденного решения. Когда ребенок действует сам с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, опытам, проектам.

Использование этих методов широко представлено в работах ведущих классиков педагогики: Я.А.Каменского, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинского и др.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. А практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщении я, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

-  объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

-  окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно меняется.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Еще в 1997 году Н.Н.Подъяков сформулировал гипотезу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а все-таки экспериментирование. Почему? Да потому, что, чтобы ребенок играл, его нужно научить этому. И знаний у него от этого не прибавится. Это будут знания взрослого, т.е. копирование. А вот в экспериментировании все виды деятельности тесно связаны: это и игра, и наблюдение, и труд, и развитие речи.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить новые, все более сложные цели.

Поисковая деятельность детей всегда представляет интерес, поэтому в дошкольных учреждениях надо вести углубленную работу по развитию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через поисковую деятельность.

Опыт работы показывает, что дети очень любят экспериментировать, но далеко не всегда могут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы об увиденном. Этому их надо учить. Учитывая то, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, является практически единственным способом познания мира, считаю работу в этой области весьма актуальной.

Поэтому следует выделить следующие задачи:

  1. Систематизировать  содержание и организационные формы работы по поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

  2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

  3. Осуществлять взаимодействие с семьей в работе по развитию поисково-познавательной деятельности.

  4. Апробировать  систему наблюдений и экспериментов по развитию познавательной активности в работе с дошкольниками.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со всеми познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере.

Опираясь на систему А.И.Ивановой по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, подбирается и систематизируется учебно-методический материал по темам: «Волшебница вода»; «Воздух-невидимка»; «Ветер и его свойства»; «Почва и ее свойства»; «Свойства твердых материалов»; «Я открываю мир».

На первом этапе обучения навыкам экспериментирования проблему ставит педагог, намечает пути ее решения и предлагает детям самим найти это решение. Необходимо научить детей самостоятельно подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности.

На втором этапе развития исследовательской деятельности педагог  ставит только проблему, а метод ее  решения предлагали найти самостоятельно детям. Главной задачей было научить детей находить различные способы разрешения проблемных ситуаций.

На третьем этапе обучения самостоятельной исследовательской деятельности педагог учит детей самостоятельно видеть проблему, находить методы и разрабатывать решение.  Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;

  • понимать и ставить цель;

  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Систематизированный материал по развитию естественнонаучных представлений детей дошкольного возраста позволяет целенаправленно и ускоренно развивать поисково-познавательную деятельность детей, но  и в доступной и интересной форме развивать познавательный процесс дошкольника.

 Сравнивая результаты диагностики в начале и конце года видно ,что при правильно проведенном  и систематизированном обучении показатели детского экспериментирования, как формы поисковой исследовательской деятельности улучшились по всем показателям. У детей должны быть сформированы:

- устойчивое положительное отношение к себе как личности;

- уверенность в своих силах;

- проявление инициативы и самостоятельности;

- активное взаимодействие со сверстниками;

- способность договариваться;

- доброжелательное отношение к окружающим;

- способность легко выбирать себе занятие;

- способность к фантазии;

- развитие волевых качеств.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы деятельности детской жизни, поэтому в своей работе с детьми, учитывая возрастные особенности, надо стараться воспитывать у дошкольников жажду знаний, не сообщая информацию в готовом виде, а помогать и учить получать ее самостоятельно средствами экспериментирования. Таким образом, при целенаправленной работе по развитию естественнонаучных представлений, а именно при  систематизации учебно-методического материала по темам,  уровень знаний и умений детей  возрастает.       

Категория: "Познание. Труд. Музыка.Художественное чтение" | Добавил: Администратор (25 Июн 2014)
Просмотров: 1538 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->