Понедельник, 29 Апр 2024, 16:25 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Познание. Труд. Музыка.Художественное чтение"

"Инновационный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста через эстетическое восприятие природы и художественное творчество"

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 Галина Владимировна Камнева, воспитатель МДОУ – детский сад №47 «Радуга»,

 г. Серпухов

 Людмила Геннадьевна Чуканина, воспитатель МДОУ – детский сад №47 «Радуга»,

г. Серпухов

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к  действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.

Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…». В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры  всех вещей…

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

О влиянии красоты, а эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному  во всех его проявлениях, написано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и услышать с экранов телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы и т.д.

Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Д.С.Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Мы очень надеемся, что наши дети будут ходить по чистым, утопающим в цветах улицам, дворы наших домов будут ухоженными, урны будут убираться своевременно. Вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание, призванное пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях. Мы считаем, что начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой, поэтому  трудно себе представить эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю – природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий воспитатель. Она помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности.

Поэтому в эстетическом воспитании дошкольников большое место должно быть отведено природе, которая лучше, чем что-либо обогащает психическое развитие ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для воспитания патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению кругозора.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения, единства с ней. Оно достигается  лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в небольшом городе, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну, а если ребенок живет в  мегаполисе, в высотном доме на 12 этаже? Что же, и здесь есть небо, солнце и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть – еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем сосредоточивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски  и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, и в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Также нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. Придя домой, хорошо предложить детям попробовать передать увиденное с помощью разнообразного художественного материала: красок, восковых мелков, пластилина, цветной бумаги.

В детском саду, в квартире, где находится ребенок, должны быть цветы, за которыми он ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В любом городе есть деревья во дворах, парки, скверы. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают почки, или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Ежегодно, мы с нашими воспитанниками выбираем в ближайшем окружении дерево, которое им кажется привлекательным, и наблюдаем за ним в различные сезоны.

Стремимся показать детям особенности поведения птиц, научить описывать их оперение, форму тела и лапок, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим. В нашей группе каждую зиму работает «птичья столовая». Дети заботятся о корме для птиц, приносят крупу, семечки, сало, сухарики, следят за своевременным наполнением кормушки и наблюдают за поведением птиц. У многих детей дома тоже есть кормушки. В свободной деятельности дети лепят птиц, стараясь передать близкое сходство к оригиналу, рисуют их, делают силуэты при помощи дополнительных материалов.

Само собой разумеется, что дети должны научиться  «видеть» окружающих домашних животных. Красивый объект, оказывая положительное  эмоциональное воздействие на ребенка, вызывает у него желание общаться как можно дольше. Однако, в природоведении категория «красивый» является не только эстетической, но и биологической. Она становится синонимом понятия «гармония в природе». Размер, форма, цвет, соотношение частей – все эти признаки обеспечивают приспособление организмов к среде обитания. Чем ближе к идеальному варианту, тем более красивыми кажутся нам животные и растения.

В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно попадают три категории организмов: те, кого боимся мы: черви, пиявки, змеи; те, кого мы вынуждены уничтожать по соображениям гигиены или как вредители сельского хозяйства: тараканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши, и те кто в нашем представлении ассоциируется с отрицательными сказочными персонажами.

На самом деле все эти животные красивы. Естественный отбор «трудился» над ними в течение миллионов лет эволюции, и в результате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической точки зрения очень красивые. Дети за время пребывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов, сформировать положительное отношение к ним и не делить на красивых и некрасивых. Рассмотрим  эту гипотезу на примере лягушки. Дошкольникам рассказывают о среде обитания и условиях жизни лягушки, как она появляется на свет. Дети раскладывают карточки, запоминая этапы развития лягушки, рассматривают внешний вид, узнают, что лягушка, несмотря на свой отталкивающий внешний вид, приносит много пользы, устанавливаются биологические цепочки. Для закрепления, полученных знаний детям можно прочитать сказку Б. Заходера  «Серая звездочка». Сказка несет в себе большой поучительный опыт. Дети могут оценить поведение людей в отношении «некрасивых», но очень полезных животных, создают свою книгу «Красивых и некрасивых животных».

Поэтому большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогам-воспитателям. Перед ними стоит задача – последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

- непосредственное восприятие природы;

- организованное наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий;

- рассматривание  картин знаменитых художников и  сравнение с непосредственным наблюдением в природе;

- воплощение увиденного в художественной деятельности;

- трудовая деятельность детей в природе.

Весна самое плодотворное время для природоведческих наблюдений. И мы используем его в полной мере: прилет птиц, набухание почек и появление листьев, насекомых (первые бабочки – яркие, пестрые), посадка цветов и огорода и т.д.  В нашей группе уже много лет существует добрая традиция дарить мамам на праздник выращенные своими руками комнатные цветы. Дети самостоятельно выбирают, какое растение они подарят, а затем высаживает черенок в горшочек. Мы радуемся тому, как наши воспитанники ухаживают за своими растениями и с какой гордостью потом дарят их мамам! Процесс взращивания растягивается на два месяца и дети приобретают опыт ухаживания за растением,  учатся хранить секреты, чтобы преподнести маме сюрприз.

В процессе наблюдения у ребенка включаются все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет объекта; слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчание ручейка – все это благоприятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладость фруктов, сочность – овощей. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, он чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка – запах тополиных и березовых почек весной, запах весны, теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».

Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу: любая познавательная деятельность должна быть закреплена практически. Исходя из этого, мы разработали систему занятий, в которых сочетаются познавательно- исследовательская деятельность в природе и художественное творчество. Во время организованной деятельности «Волшебница вода» дети узнают свойства воды, её назначение, что может расти в водоёмах. А затем, они при помощи оригами создают водную лилию. В НОД «Белая берёза» дети знакомятся с берестой, её свойствами и конструируют макет берёзовой рощи. В занятии «Весенняя симфония» происходит знакомство с первоцветами, а далее – воспитанники пластическим способом передают цветовую гамму в своём волшебном цветке. В познавательно – исследовательской деятельности с различными видами песка дети узнают много нового для себя о свойствах и назначении песка, а затем создают песочные картины. Из этого следует, что почти к любому наблюдению, исследованию, связанному с природой можно подобрать художественно – эстетическое продолжение в виде творчества детей: конструирование, рисование, лепка, ручной труд. И всё это зависит от самобытности и влюблённости в своё дело педагога. Наши дети знакомы с разнообразными видами ручного труда. Это  квиллинг, модульное оригами, работа с разными видами бумаги с помощью выкроек и трафаретов, росписью гипсовых эстампов и заготовок, морских камней и яичной скорлупы и т.д.

В эстетическом воспитании средствами природы очень многое зависит от воспитателя, его знаний в этой области, от его увлеченности.  Педагог очень хорошо должен знать особенности старшего дошкольного возраста.  У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности, и она может носить положительный характер, а может быть и отрицательной. Задача педагога предвидеть отрицательный момент, направить это желание в положительное русло общения ребенка с природой, воспитывать в ребенке положительные качества, не бояться показывать доброту. Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне. Вы, наверное, не один раз были свидетелями того, как дети боятся проявлять доброту, сострадание боятся, что над ними будут смеяться. Поэтому необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрым – значит уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему, стремиться помочь, не стесняться быть добрым. Мы с ребятами часто повторяем такую народную мудрость: кто сильнее –   тот добрее, кто храбрее – тот мудрее, исходя из этого хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». И это главная наша задача.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рыжова Н.А.  Программа «Наш дом природа: Блок занятий «Я и природа»/Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005. – 192 с.: ил.

2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.:  ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – (Программа развития).

3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника/ Сост. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. – М.: Школьная пресса, 2007. – 80 с.

4. Н.Н. Поддьяков Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1985. – 200 с.

Категория: "Познание. Труд. Музыка.Художественное чтение" | Добавил: Администратор (30 Июл 2013)
Просмотров: 2271 | Рейтинг: 4.0/11
Всего комментариев: 0
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->