Воскресенье, 17 Дек 2017, 16:43 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Коммуникация. Чтение художестенной литературы"

Воспитание культуры поведения в группе раннего возраста

 Воспитание культуры поведения в  группе раннего возраста

Воспитатель группы раннего возраста МДОУ д/с № 47 «Радуга»  Ларькина Е.К.

      С  самого   раннего   детства   ребенок   вступает   в   сложную   систему

взаимоотношений  с  окружающими  людьми  и  приобретает  опыт  общественного  поведения.  Формирование   у  детей  навыков поведения нужно начинать с раннего  возраста.

     Одна из задач воспитания детей I  младшей  группы  -  формирование  у  них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. 

      Создание  культурных  привычек  начинается с  воспитания  аккуратности   и чистоплотности. Уже  к трёхлетнему  возрасту,   ребенок  может  сам,   с  некоторой помощью взрослых одеваться, помогать в  уборке игрушек.

      Культура еды, умение культурно принимать пищу – один  из  первых  навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть  руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой,  не пачкать скатерти  и  одежды  во  время  еды – всё это  можно  воспитывать  только  путём  постоянного  наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

      Дети 3-го жизни, пришедшие в  детский  сад,  отличаются  друг  от  друга  уровнем воспитанности, владеют различными навыками и  только  начинают  привыкать  к новой для них обстановке. Отсюда –  особое  значение  в  работе  с  малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо   решающим  методом  воспитания  малышей  служит  непосредственное    общение   с   ними воспитателя.

      Ребенок  раннего возраста  испытывает  особенно   большую   потребность   в постоянных  контактах  с  взрослыми.  От  того,  как   сложатся,   и   будут развиваться  отношения  малыша  с   взрослыми,   во   многом   зависит   его взаимоотношения и культура поведения при контактах с  более  широким  кругом людей.

       Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка  ведется  по нескольким  направлениям.  Одно  из  них  -  формирование  умения  играть  и  заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого  часа,  одеваться и умываться вместе  с  группой  сверстников,  рядом  с товарищами,  т.е.  в коллективе.     При этом у детей развивается  чувство  коллективизма. 

       Не  менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание  помочь  им, а  позднее  и  самостоятельно  выполнять  несложные  трудовые  действия   по самообслуживанию.

       Чтобы облегчить ребенку освоение новых  навыков,  необходимо  делать  этот процесс  доступным,  интересным  и  увлекательным.   И   делать   это   надо педагогически тонко,  ненавязчиво. 

       При  этом  воспитателю  важно  учитывать возрастную   особенность   детей   3-го   года   жизни   -   стремление    к самостоятельности.

      На протяжении младшего  дошкольного  возраста  ребенок  приобретает  много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

      Повторяясь  многократно  в   различных   режимах   такие   действия,   как

самостоятельное одевание,  причесывание и  т.д.  доставляют  ребенку  радость; дети осваивают, что и, как и в какой последовательности  надо делать.

        Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков  культурного поведения у малышей: по  мере  овладения  новыми  действиями  детям  хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти  действия  в игру. Воспитатель,  видя  это,  включается  в  игру  и  направляет  действия ребенка на закрепление навыка.  Повторяя, таким  образом,  приемы  правильных  действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

        Прежде всего,  следует  запомнить:  на  начальном  этапе  усвоения  навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать  им  возможность  спокойно  выполнять осваиваемые действия. Подобная  обстановка  позволит  сохранить  у них положительно-эмоциональный настрой. Однако  необходимость  укладываться  в отведенное для режимных процессов  время,  остается. 

         Поэтому  надо  умело направить  усилие  детей  на  более  целеустремленные  действия.  Для  этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

        Другой,  также  весьма  эффективный  способ  –  использование   игр.   При удовлетворении появившегося интереса ребенка к  новым  для  него  действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится  прочным.  Для  укрепления навыка следует также использовать поощрение  малыша  за  удачно  выполненное задание.

        Воспитание  нравственных  привычек  осуществляется  в  процессе  постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в  процессе  их  роста  и развития.  Педагогу  важно  видеть,  как  происходит  нравственное  развитие каждого ребенка, как меняется проявления  его  отношения  к  сверстникам,  к правилам общественного поведения. 

        Для  этого  он  гибко  и  целенаправленно предлагает  жизненные  различные  ситуации,  поощряет   и   доброжелательное отношение детей к сверстникам. Кроме того, создает различные ситуации,   как для выявления уровня нравственного развития, так и  для  формирования  опыта доброжелательных проявлений, которые охватывали бы различные  стороны  жизни детей – игровую, трудовую, учебную.

      Для  усвоения  детьми   более   трудных   правил   культурного   поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения,  игры- инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения  навыками каждым ребенком группы.

     Через игры-занятия воспитатель  может  в  увлекательной  форме  не  только раскрыть  содержание  требований  в  необходимой  последовательности,  но  и связать  эти  требования  с  конкретными   поступками   малыша,   это   дает

возможность  закрепить   положительное   отношение   к   их   выполнению   в повседневной жизни.

      Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. 

      Длительность игр  определяется их задачами  и  содержанием.  Местом проведения могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

     Игры-упражнения  целесообразней  проводить  с  подгруппами детей, так как работа со всей  группой  не  даст  желательного  результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать  речь  воспитателя, обращенную ко всем.

    Учитывая особенности в работе  с  детьми  раннего  дошкольного  возраста, данному виду деятельности  следует  придавать  максимальную  значимость,   что   обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда  в  играх  принимает участие ребенок старшей группы,  показывает  непосредственно  само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

    В  игры  можно  включить  разнообразные  игрушки,  предметы.   Это способствует   активизации   одновременно   зрительного   и    двигательного анализаторов  ребенка.  Предмет,  действие  воспитатель  показывает  каждому малышу, например, как следует держать  ложку,  дети  тут  же  упражняются  в правильном  действии  ложкой.  Такие  имитирующие   действия   с   реальными предметами  в   воображаемой   ситуации    помогают   малышам   в   освоении практических действий и жизненно важных режимных процессов.

    Показанные и  усвоенные  на  занятиях  действия  в  результате  постоянных упражнений в  повседневной  деятельности  перерастают  в  устойчивые  навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки   дети начинают  использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия  можно  включить  содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

    В конце года дети принимают участие в  подготовке  к  «переезду  на  новую квартиру» - в другую группу. Они укладывают  игрушки  в  коробки,  усаживают кукол в различные транспортные средства –  коляски,  автомашины.  Опять-таки преднамеренно   созданная   воспитателем   ситуация,   помогающая   ему    в формировании  благожелательного  отношения  детей  друг  к  другу,   навыков нравственного поведения.

   Игровые  приемы,  используемые  воспитателем  и   вызывающие   у   малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую   восприимчивость  ребенком нравственных   правил   поведения.   Педагог    ненавязчиво     вырабатывает интеллектуально-эмоциональное  отношение   детей   к   конкретным   правилам общественного  поведения,  закрепляет  их  в  опыте,  побуждает  малышей   к  доброжелательным действиям. При этом  процесс  воспитания  получается  очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

   Игровые приемы очень эффективны в воспитании  маленьких  детей.  Их  можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

   Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и  кукол.  В группе обязательно должна быть крупная кукла с  подбором  одежды.  Например, любимый малышами мишка. Надевая на него  рубашку  и  штанишки,  шапку,  дети быстрее научатся одеваться сами.

   С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на  одежде  детей были пришиты петельки, за которые он  может  вешать  ее  в  свой  шкаф.  Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать  одежду.  Ну  а  для  более быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за  столом  и  т.д. также используются игровые приемы: «Сейчас мы узнаем,  кто  хорошо  запомнил картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят  картинки  и безошибочно вешают одежду в свой шкаф.

 

Планируя  содержание  нравственно  направленных  игр-занятий,  воспитатель основывается  на  своих  наблюдениях  за  детьми.  Прослеживая  изменения  в развитии поведения детей, он корректирует содержание  игр-занятий  с  учетом конкретных условий и возможностей детей.

 

 

Категория: "Коммуникация. Чтение художестенной литературы" | Добавил: Администратор (02 Окт 2015)
Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 264
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->