Вторник, 07 Май 2024, 05:29 

Каталог статей

Главная » Статьи » "Коммуникация. Чтение художестенной литературы"

Роль произведений устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников

 

Роль произведений устного народного творчества в  нравственном воспитании дошкольников

 На всех этапах развития педагогики проблема нравственного воспитания была и остается актуальной, так как имеет большое социальное значение.

Любая эпоха в соответствии с задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики.

При этом следует учитывать также, что конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего, экстраполировать содержание на тот период, когда сегодняшний малыш станет взрослым человеком.

В настоящее время от правильного нравственного воспитания детей зависит  не просто благополучие, а выживание нашего общества. Научно – технический прогресс сам по себе не способствует нравственному совершенствованию человека, но в, то же время дает в руки аморальным людям могучие средства уничтожения природы, культуры и других ценностей.

Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость опустошенность души, безразличие, глухота сердце и разума? От утраты морали, совести от наглости и хамства общество  уже достаточно настрадалось. Быть культурными, воспитанными не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке право и обязанность каждого человека.

Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом как он ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры, мимика, жесты, движения, осанка. Случается, что даже образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности.  Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных  качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.

          Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего должны усвоить понятия о добре, отзывчивости и справедливости. Задача педагогов – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, героизм и трусость, чуткость и равнодушия. Учеными доказано, что результат нравственного воспитания зависит от среды окружающей и качества воспитания. Однако некоторые ученые склонны утверждать, что отдельные нравственные качества являются в человеке врожденными, (например: склонность к агрессии и жестокость), влияние среды очень важно, потому что ребенок подражателен, он, что видит тому и подражает, а жизненный опыт у него маленький. Ему сложно отличить плохое от хорошего и дать верную оценку поступкам. Поэтому важно, чтобы ребенка окружали положительные люди, с искренней любовью к детям.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

В народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир  во всей чарующий прелести его проявлений.

Устное народное творчество имеет большую педагогическую ценности. Припевками, поговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить и поговорить. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Поговорки, пословицы учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

    Сказка, путем уподобления животных людям, показывает ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают фантазию и смекалку.

     Песня, музыка, пляска передают всю гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

     Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, все навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

  Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влияние на ребенка. Всем известна необычная сила влияния и запечатляемости сказочных образов. Воспринятые дошкольниками сказочные образы сохраняются и в последующие годы жизни, и не только сохраняются, но и легко всплывают в сознании.

   Устное народное творчество -  потешки, сказки, пословицы, поговорки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания в России.

   Учитывая вышесказанное с детьми своей группы, мы проводим следующие виды работ:

 создание уголка, воспроизводящего атмосферу и русский национальный быт;

  • изучение малых фольклорных форм (сказок, потешек, пословиц, поговорок, ….);

  • знакомство с праздниками и традициями русского народа;

  • знакомство с народным искусством;

  • знакомство с русскими народными играми;

     Только  установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о доброте и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

   

Категория: "Коммуникация. Чтение художестенной литературы" | Добавил: Администратор (25 Авг 2014)
Просмотров: 1230 | Рейтинг: 5.0/33
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
"Радуга"
Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Всего ответов: 266
"Радуга"

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
-->