Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития ребенка, здесь происходит его интенсивный рост, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, которые сохраняют свою значимость в последующие годы. Одной из задач нового этапа реформы системы образования сбережение здоровья детей через формирование потребности в здоровом образе жизни; выборе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении для педагогов стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления и сохранения здоровья дошкольников. В решении этого вопроса ведется работа, которая основывается на слаженном взаимодействии всех сотрудников дошкольного учреждения: администрации, воспитателей и узких специалистов, в частности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.
Сегодня актуальными проблемами детского здоровья являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
У малышей, которые мало двигаются, нарушается формирование организма, неправильно развивается опорно-двигательный аппарат, деформируется позвоночник, нарушается работа эндокринной, сердечно - сосудистой и половой систем. Гиподинамия у детей нередко приводит к ожирению, избавиться от которого в старшем возрасте бывает очень сложно. Привычка мало двигаться переходит во взрослую жизнь, и люди вместо того, чтобы наслаждаться всеми прелестями этого мира, лениво перебираются с офиса в машину, с машины в кресло перед телевизором, и с кресла в кровать.
Как показывают медицинские исследования, ребенок в возрасте 4-6 лет может всего лишь 4-5 минут пребывать в правильной статистической позе, необходимой для проведения учебного процесса. Возникает такая проблема из-за того, что у ребенка слабо развиты мышцы тела. Укрепление здоровья дошкольников должно быть основано на целом комплексе специальной организации учебного процесса в детских садах.
Процесс общения заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и персептивную.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Такой процесс, как правило, включает в себя соблюдение гигиенических и возрастных регламентов нагрузки, сочетание тех предметов, которые требуют повышенной познавательной активности и носят статистический характер, и предметами, относящимися к динамическим занятиям, как музыка и физкультура. Ведь первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным и музыкальным занятиям. В нашем детском саду созданы все условия необходимые для оздоровительной работы: имеются спортивный и музыкальный залы, спортивная площадка на улице, где в тёплое время года мы проводим различные мероприятия, в которые включаем коммуникативные игры различной направленности.
Использование на музыкальных и физкультурных занятиях коммуникативных игр, способствуют формированию:
- умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- умений сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- позитивного отношения к другим людям, даже если они совсем другие;
- умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Изучив актуальность проблемы коммуникативного общения дошкольников, мы решили создать комплекс коммуникативных игр для применения их в своей работе. Таким образом, в нашу работу мы включили коммуникативные игры авторов А.И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей»; Е.Железнова «Топ-топ», и ввели в работу с 2013г.
Играя с детьми в коммуникативные игры, на музыкальных и физкультурных занятиях мы оказываем практическую помощь детям в социальной адаптации. Развиваются средства невербальной коммуникации: мимика, пантомимика, жестикуляция. Таким образом, создается позитивное отношение к собственному телу и развивается способность управлять им. Развиваются умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Дети учатся определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. У них воспитывается доверительное отношение друг к другу, развивается невербальное воображение и образное мышление. Эти игры, направлены на развитие навыков волевой регуляции, на снижение мышечного и эмоционального напряжения, на формирование уверенного поведения, повышения самооценки, а так же на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.
Начиная с младшего дошкольного возраста, на музыкальных и физкультурных занятиях мы применяем коммуникативные игры. Общение со сверстниками для детей младшего возраста становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно с этого возраста, когда начинает проявляться непосредственный интерес к другому ребенку, возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой, нужно учить детей общаться друг с другом. Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.
В средней возрастной группе так же, все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника; чутко отзываются на любое действие сверстника. Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом. В целях развития общения детей взрослый:
- помогает ребенку увидеть в сверстнике человека;
- организует совместные игры детей;
- учит доброжелательному общению;
- поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковым словом и т.п.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельности, инициативность, развивается самооценка. Восприятие становится целенаправленным, осмысленным, а полученная информация подвергается анализу. В этом возрасте ребенку требуется все больше и больше взаимодействия со своими сверстниками. Общение является важным условием психического развития дошкольника. Оно оказывает непосредственное влияние на все важнейшие виды деятельности в дальнейшем: учебу, труд, социальную ориентацию и пр. И для того, чтобы дошкольник был лучше адаптирован к жизни в социальной сфере, смог реализовать себя, всегда мог завести друзей и найти общий язык с любым человеком, необходимо развитие его коммуникативных способностей путем специальных игр. Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации – все это ребенок может получить в процессе коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, т.к оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли нравственности. А так же способствует развитию самостоятельности и умению работать в коллективе, развитию творчества и сообразительности, активности и инициативы, ребенок учится общаться со сверстниками.
Для результативной деятельности с детьми необходимо сотрудничество с родителями. Поэтому нужно вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду дополняются играми и упражнениями в домашних условиях. Что бы стать ближе и лучше понимать друг друга музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре был составлен план совместных мероприятий, которые сближают детей и родителей.
Были предложены индивидуальные досуговые формы организации взаимодействия с родителями: через оформление различных стендов, стенгазет; уголков здоровья, картотек различных игр коммуникативной направленности, упражнений для занятий дома.
Таким образом, используя коммуникативные игры в своей работе, мы удовлетворяем естественную потребность детей в движении и способствуем своевременному овладению двигательными навыками и умениями, формируем положительную самооценку к себе и деятельности товарищей. Играя и наслаждаясь движениями, дошкольники овладевают основными когнитивными умениями, разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями, направленными на изучение и решение проблем.
Используя коммуникативные игры в течение года, мы смогли заметить ценность и пользу их введения в нашу оздоровительную работу в процессе НОД, праздниках и развлечениях. Дети стали легче вступать в контакт, стали более инициативны, готовы к общению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М., 2003
2. Брязгунов И.П., Доскин В.А. Все о здоровье ребенка. – М.,2002
3. Ковалько В.И., Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005
4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет – М. 2001
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000
6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П., Работа ДОУ с семьей. – М. 2005 |